Наша школа Пресса о нас Наши книги Новости Галерея Контакты
 
 
 
 
    Научите ребёнка читать
    
    Не стану рассуждать, когда и почему целесообразно учить ребёнка читать, должен ли первоклассник владеть этим навыком. Предлагаю вашему вниманию действенную методику обучения чтению с нуля. Когда вы решите ею воспользоваться, ваше дело. Но то, что её полезно взять на карандаш, – несомненно и проверено опытным путём.
    Шаг первый: знакомство с буквами
    У малыша не сформирован ещё привычный взрослому ассоциативный ряд, когда первая буква слова идентифицируется с её звучанием и написанием. Сказать «А – автобус» – только усложнить начало обучения чтению. «А» – это «А», а не автобус, авария или акно (для не знающего правил правописания малыша это слово не звучит иначе). Вы либо ищете слова, где первая буква несомненна, то есть под ударением, либо отказываетесь от такой игры. Ведь с согласными ещё сложнее: разделить слог на звуки сумеет не каждый, и в результате слова лягушка и лопата в разумении некоторых дошкольников могут начинаться с разных звуков.
    Малышу нужно помочь запомнить образ буквы, именно его он свяжет с определённым знаком. Так, в букваре Елены Бахтиной московского издательства «Школа гениев» каждая буква представлена в облике героя, чьё название с неё начинается. Буквы оживают, и ребёнок запоминает прежде всего их неповторимый облик.
    Шаг второй: алфавит
    Когда имена букв изучены, приступайте к работе с алфавитом. Все буквы должны быть напечатаны на одной странице одним шрифтом, одним цветом – без сопроводительных картинок. Просто передвигайте карандаш от буквы к букве в произвольном порядке и спрашивайте: «Какая буква?» Или короче: «Это…» И ждите продолжения.
    Учить алфавит строго по порядку пока надобности нет. У ребёнка может быть удивительная память, и тогда он станет проговаривать алфавит как стихи. Ваша задача научить его различать каждую букву в отдельности.
    Шаг третий: буквы дружат
    Приступать к соединению букв в слоги можно лишь тогда, когда ребёнок будет способен отвечать весь алфавит за двадцать секунд. Если он тратит две-три минуты, читать пока рановато.
    Елена Николаевна Бахтина приводит такие расчёты. В минуте 60 секунд; 3 минуты – 180 секунд; в алфавите – 33 буквы.
    180 : 33 ≈ 6
    То есть на каждую букву у ребёнка уходит шесть секунд. Значит, чтобы назвать буквы простого слова мама, ему понадобится 24 секунды, а слова машина – 36 секунд. 24 + 36 = 60 – за минуту два слова!
    Нельзя приступать к чтению, если требуется целая минута, чтобы только назвать (а не осмыслить!) буквы двух слов. Не торопите события и терпеливо учите буквы, иначе наплачетесь. Ни в каком деле не стоит переходить к следующему этапу, не убедившись в прочности предыдущего.
    Но вот норматив – 20 секунд – выполнен. Теперь можно сказать маленькому ученику, что буквы между собой дружат. Две буквы рядом образуют слог. Говорите так:
    «Буква М встретила букву А – вместе МА;
    буква К встретила букву О – вместе КО;
    буква Ч встретила букву Е – вместе ЧЕ».
    Кстати, преждевременно сообщать ребёнку о звуках, тем более о звонких, глухих, сонорных, твёрдых, мягких, шипящих, свистящих и других разных согласных. Не нужно ему пока и словосочетание «гласные звуки», тем более ударные и безударные. Не заботьтесь о точности терминов, скажите малышу, что буквы дружат и помогите начать читать. Ведь, обучая счёту, вы не настаиваете, чтобы он дифференцировал натуральные и отрицательные числа, не требуете, чтобы расположил их на оси абсцисс и оси ординат. Говорите понятное «цифра 2» и не объясняйте, чем отличается она от «числа 2».
    Итак, вы сообщаете ребёнку, что М и А, если они рядом, образуют МА. Сообщаете сами, а не спрашиваете его. Ребёнок позже научится отыскивать закономерности в языке, но пока мы обязаны научить его фактам. Поэтому не спрашивайте, а утверждайте сами:
    М, А – [МА];
    К, О – [КО];
    Ч, Е – [ЧЕ].
    Повторяйте столько, сколько будет нужно, – по дороге в сад, магазин, на прогулке. Чем младше ребёнок, тем дольше вам придётся доводить этот навык до автоматизма. «Что, трудно повторить тридцать раз М, А – [МА]? Если вам это трудно или лень, чего же вы хотите от малыша?» – читаем в предисловии к «Букварю» Елены Бахтиной.
    Ребёнок должен выучить все слоги наизусть, прежде чем зачитает: единица чтения – слог, а не буква. А необходимость заучивания очевидна: нет доступных средств, чтобы объяснить начинающему складывателю букв, как получается, что М, А – [МА], а М, Я – [М’А]
    (апостроф обозначает мягкость согласного). Устный этап завершён. Можно показать ребёнку страницу, где напечатаны только слоги, и приступить к их зрительному складыванию. Почти все буквари на одном листе имеют и слоги, и слова, и предложения. В этом ошибка их составителей. Е.Н. Бахтина разумно отвела шесть страниц только под слоговой материал.
    Вы показываете на первую букву в слоге МА. Ребёнок отвечает: [М]. Переводите карандаш (молча, все сопутствующие слова лишь отвлекают) –
    слышите: [А]. «М, А, – повторяет малыш сам и через паузу выдаёт: [МА]». Договоритесь с ребёнком, что будете молчать, пока он читает правильно, и кратко останавливать ошибки словом «нет». Прочитал хорошо пять слогов – щедро похвалите.
    Через несколько дней попросите ребёнка вводную часть делать в уме, про себя, а вслух произнести слог целиком. Ссылаясь на свой 15-летний опыт работы по становлению умения читать у дошкольников, Е.Н. Бахтина отмечает, что прочитать слог целиком получается у одного ребёнка из десяти. Поэтому не отчаивайтесь и поступайте так: пусть малыш отдельные звуки начнёт произносить шёпотом, а слог – громко. Опять не отмахнитесь и сто раз, если надо, но уже глядя в книгу, произнесите шёпотом М, А и громко – [МА].
    Наступит день, и малыш поймёт: М, А – везде [МА] и никогда не [КЫ] и не [БУ]. С этого момента все ужасы, о которых вы слышали от соседок, когда те учили своих детей читать, вас уже не коснутся.
    Шаг четвёртый: читаем по слогам
    Пользуйтесь только тем букварём, в котором слова разделены на слоги полосочками-дефисами. Не требуйте от ребёнка читать слово целиком. Пока станем читать «по складам», оттачивая чёткость исполнения. Повторю: чёткость исполнения – даже без полного понимания прочитанного. На этом этапе вопрос «Что получилось?» поставит ребёнка в тупик. Может, он и ответит на него после прочтения МА - МА, но, например, ДО - РО - ГА или БА - ЛЕ - РИ - НА для него пока неясны. Послушаем Е.Н. Бахтину: «Понимать смысл прочитанного он сможет, лишь когда скорость его чтения станет 40 слов в минуту, потому что это самый медленный темп: мозг человека плохо воспринимает информацию, поступающую со скоростью 4-5 слов в минуту». На первых порах дети читают именно так. Значит, не пересказа, а безошибочного произнесения слогов пока только и можно от него ожидать.
    Слова для чтения стоит предлагать в таком порядке:
    сначала двуслоговые только с открытыми слогами (каша, Петя), потом трёх- и четырёхслоговые с открытыми же слогами (ца - ра - пи - на, по - да - ри - ла), далее – шестислоговые (по - во - ра - чи - ва - ла) без требования их понимания. Следом отдельный этап чтения слов из трёх букв с закрытым слогом (нос, лис, вёл, мыл).
    Теперь слова подлиннее: из двух закрытых слогов (бал - кон, кус - тик, рас - тут, сер - дит). Ребёнок уже усвоил основные принципы соединения букв (напоминаю: мы-то с вами знаем, что звуков, но ему пока об этом не говорим), значит, прочитает и «смешанные» слова, где открытый и закрытый слоги соседствуют (реч - ка, вид - но, ко - мар, же - вал). Постепенно слова такого типа удлиняем (бе - рёз - ка, са - пож - ки, ко - ло - бок, кар - тош - ка). Всё чаще малыш будет вас радовать произнесением слова целиком. Вы увидите, что он без сомнения понимает то, что сам прочитал.
    Пришло время почитать слоги наоборот: ма – ам, со – ос, ле – ел. На очереди страница со словами, начинающимися с гласной (из - ба, яр - ко, ус - пе - ла) и двумя соседствующими гласными (пи - он, по - ёт).
    Дальше учим букву «Й» (ай, май, ду - май, по - же - лай, шай - ба).
    Вот дошли до мягкого и твёрдого знаков (соль, со - лить, пыль - но, ка - ра - мель, мель - ни - ца, жиль - ё; въехал (в – короткая остановка – ехал), разъезд).
    Напоследок – стечения согласных (друг, ждут, вниз). Для облегчения задачи поставьте точки под каждой буквой, которую следует читать отдельно, а слоги соедините лодочкой: звук, страж. Пока ребёнок не привыкнет, что слога без гласной не образуется, так и поступайте.
    Шаг последний: предложения
    Только когда малыш научится читать слова с любым принципом расположения букв внутри них, можно приступать к чтению маленького текста. Но этот этап даже не шаг – прыжок. Так что тренируйтесь тщательнее!
    Юлия Вельможина
 
Наши книги
Букварь для малышей
от 2 до 5 лет
М.: Школа Гениев, 2004
Наше видео
Урок Математики
Соня 2года
Аксессуары
Портфель детский

facebook в контакте одноклассники YouTube