Наша школа Пресса о нас Наши книги Новости Галерея Контакты
 
 
 
 
    Елена БАХТИНА: «Каждый ребенок — гений!»
    
    С какого возраста следует начинать образование ребенка? Еще десять лет назад учителя начальных классов говорили, что работают с первоклассниками, что называется, «с нуля», закладывают образовательный фундамент. Известный российский педагог и издатель Елена Николаевна Бахтина, основательница уникальной «Школы гениев», где образование ребенка начинается уже с двух-трехлетнего возраста, считает, что закладывать образовательный фундамент нужно уже у самых маленьких, так чтобы «приготовишки» были готовы к школе, к восприятию и анализу знаний. «Каждый ребенок — гений», — считает Елена Николаевна. Образовательный и воспитательный процесс в московской «Школе гениев» построен так, чтобы пробудить в ребенке талант. Под брендом «Школа гениев» работает и издательство семьи Бахтиных, в котором выпускаются интереснейшие книги для «приготовишек». За 20 лет «Школа гениев» подготовила 5000 талантливых малышей. Впоследствии ребята учились в университетах России, Европы, США, Японии. В процессе обучения используются авторские методики, видеофильмы и слайды. Маленькие гении совершают увлекательные путешествия в Древнюю Грецию и Рим, изучают историю, языки, литературу, астрономию, физику и математику, постигают тайны звездного неба. Занятия в «Школе гениев» ведутся по оригинальным методикам, которые не перегружают психику ребенка, делают учебу увлекательной, освобождают ее от жестких условностей и железной дисциплины. К Елене Бахтиной приезжают маленькие ученики из ближнего и дальнего зарубежья. Опыт работы с «приготовишками», бесспорно, будет интересен и украинским читателям, тем более что книги «Школы гениев» можно найти в магазинах Украины.
    — Елена Николаевна, как у вас возникла идея создать «Школу гениев»?
    — Это была скорее жизненная необходимость. За последние годы изменились страны СНГ, изменилась и школа. Раньше обучение в российских школах начиналось с первого звонка, а теперь… с вступительного экзамена. Не секрет, что большинство хороших российских школ экзаменуют и тестируют будущих первоклассников. Эти тесты и экзамены могут называться по-разному, но суть остается неизменной. От ребенка требуется умение читать, писать, знать азы математики. До революции так принимали в гимназию, но тогда практиковалось домашнее обучение и домашние учителя, гувернеры и гувернантки. Кто же сейчас подготовит ребенка к школе? Детские сады, увы, часто не справляются с такой миссией. Для того чтобы подготовить и защитить детей, мы и создали «Школу гениев», где дети обучаются с двух-трехлетнего возраста.
    — Почему было выбрано такое название?
    — Если ребенка начать обучать (и, естественно, продолжать образование) с двух-трехлетнего возраста, то он обязательно станет человеком, способным решить практически любую жизненную и творческую задачу. Можно сказать, что все великие люди начинали свое образование именно в этом возрасте. Вспомните Моцарта, Пушкина, Лермонтова, Тарковского… и многих других великих. Кроме того, название «Школа гениев» отражает задачи и девиз нашей школы: «Гений — это 1% таланта и 99% трудолюбия» (Эдисон). Наша цель — научить ребенка трудиться.
    — В чем состоит основная трудность при работе с детьми такого возраста, как ваши малыши?
    — Двух-трехлетних детей нельзя учить так, как, скажем, семилетних. Их надо чувствовать. Дети этого возраста быстрее устают физически. Они больше впитывают и берут, чем отражают, поэтому сложнее определить, какой материал ребенок усвоил, а какой — нет.
    На педагогах лежит очень большая ответственность и за здоровье малышей, и за их эмоции. То, что даст первый учитель, станет фундаментом дальнейшего образования. Если фундамент слабый, на нем ничего не построишь, если «кривой», неправильный, то вся последующая наука будет «искривлена». Так что с детьми такого возраста нельзя расслабляться, кривляться или заигрывать. Дети умны от природы и сразу чувствуют фальшь. Наша школа — это первый шаг ребенка в мир, первая встреча с жизнью вне семьи.
    — Каковы основные этапы вашей педагогической биографии?
    — По образованию я физик. Двадцать лет проработала в космическом центре НПО «Энергия» и в «ЦНИИМаш». В 1989 году у меня появились первые ученики. Это были проблемные дети восьмого–одиннадцатого классов, которые сумели затем исправить плохие отметки и поступить в вузы. Как ученый и педагог я задумалась: откуда берутся отстающие? Ответ нашла быстро: разница между отличником и двоечником — это всего лишь две недели. Отличник просто готов к контрольной работе или к ответу и получает высшую оценку, а неуспевающий ученик будет догонять, пересдавать и т.д. Если бы он раньше выучил материал, тоже получил бы «отлично». Следовательно: если все будут готовы к ответу, то неуспевающих не останется.
    Я не имею в виду разницу между отдельными учениками: у одних память лучше, другие — артистичнее. Все разные, но все успешные! Точнее, успешными можно сделать практически всех. Я решила начать с самых маленьких. Результаты работы показали, что ребенок легко обучается чтению с двух-трехлетнего возраста. Если, конечно, его правильно учить. А математическое мышление в детях заложено самой природой.
    — Как появилось издательство при «Школе гениев»?
    — Когда я стала работать с детьми, поняла, что мы, взрослые, очень неуважительно относимся к малышам и молодым родителям. Поясню на примере. Намереваясь найти хорошую азбуку для занятий с малышами, я увидела во многих азбуках такие сравнения: «И» — Ил, «З» — звонко звенящие наручники, «Ь» — валенок, «Ъ» — валенок с торчащим носком, «Ц» — балкон царя. Разве можно всерьез предлагать детям такие сравнения, особенно сравнивать букву «З» с наручниками?
    Такие внешне похожие, но различные буквы, как «Е» и «Ш» были представлены в одном учебнике одинаковыми ассоциациями: это «драная» расческа, без зубьев… Дети и без того часто путают эти буквы, так что одна и та же ассоциация недопустима! А во-вторых: вы могли бы кому-нибудь показать свою поломанную («драную») расческу? Ответ очевиден: не могли. Так зачем же учить детей на таких, мягко говоря, странных сравнениях? Подобные примеры можно, к сожалению, приводить без конца. Эти книги лежат на полках в магазинах, я умышленно не называю авторов.
    Все эти несуразные примеры заставили меня искать для азбуки зрительные образы и ассоциации, любимые детьми. Были разработаны и другие методики «Школы гениев», по которым легко научиться читать, писать каллиграфическим почерком, выучить в пять лет таблицу умножения, освоить начальную математику, изучить мифологию и астрономию. Наши воспитанники успешно осваивали и осваивают все эти предметы.
    Когда наши малыши пошли в среднюю школу, они сильно отличались по образованию и уровню работоспособности от своих одноклассников, учились только на «отлично», но не зазнавались и не демонстрировали превосходство!
    Прекрасно понимая, что одна или даже десять подобных школ не решают проблему всех малышей, я решила вложить наши методики в книги. Хотелось создать такие книги и учебники, с которыми и малышам, и их родителям и педагогам будет легко и приятно работать.
    Так мы открыли издательство. Мы — это моя семья, муж и сыновья, а также наши педагоги. Для наших книг мы тщательно отбираем художников. Все картинки в наших книгах — живые. Ведь малыши еще недавно пришли в этот мир, они не отравлены «мертвечиной» компьютерных игр, они тянутся к живому! Мы хотели, чтобы любой родитель, владеющий русским языком (не важно живет он в России, СНГ или дальнем зарубежье), смог дать своему ребенку основы образования. Не каждый может отдать ребенка в элитную школу, не у всех есть возможность платить за образование, искать репетиторов и оплачивать их услуги, но все родители могут выделить 20 минут в день, чтобы обучить ребенка азбуке и письму по хорошей книге. Научиться читать с первых шагов в этом мире — что может быть важнее в век информации!
    — Какие черты характера должны быть у педагогов, работающих с детьми от двух до шести лет?
    — Прежде всего — профессионализм. Учитель должен иметь хорошее образование, быть эрудированным и иметь колоссальное чувство ответственности. Надо уметь так общаться с детьми, чтобы ни один малыш вас не боялся, но и не смел ослушаться. Обучать — значит отдавать себя, свои силы, знания, здоровье, опыт, время, жизнь… Если вам отдавать нечего, то прежде чем учить, наполнитесь знаниями, научитесь сами. Если отдавать не хотите, то не мучайте ни себя, ни детей!
    — Как пробудить в ребенке творческое начало, талант?
    — Все дети талантливы, творческое начало заложено в развитии человеческого общества. Творить — значит создавать свое на основе уже имеющегося материала. Следовательно, если у вас есть хороший сад, вы будете стараться выращивать прекрасные цветы, если вы катаетесь на лыжах, то постараетесь достичь ярких спортивных результатов, если вы с детства изучали музыку, то у вас обязательно появится возможность проявить себя в искусстве… Не важно, какой путь выбирает ребенок, важно, чтобы он научился трудиться. В театральной Академии РАТИ (ГИТИС) всем студентам задают такой вопрос: «Чем профессионализм отличается от художественной самодеятельности?» Ответ один: «Количеством потраченного времени!» Нельзя представить музыканта или балерину, которые занимались профессией только год или два. Талантливому человеку надо уметь работать. Словом, талант — это труд на основе прекрасного образования. А жизненное направление вы выбираете сами!
    — Отслеживаете ли вы судьбы ваших воспитанников?
    — Моя задача состоит в том, чтобы наши воспитанники были интересны профессионалам. Родители наших бывших учеников рассказывают, что их новые наставники говорят: «Это же профессиональный лингвист!», «Это прирожденная гимнастка!», «Это математик от Бога!» Я радуюсь: мои дети научились трудиться. С некоторыми я продолжаю дружить, с другими мы перезваниваемся. В июне–августе часто звонит телефон, и бабушки или мамы произносят слова благодарности, потому что почти все мои ученики заканчивают школу с медалями и легко поступают в выбранный вуз.
    — Расскажите, пожалуйста, о ваших уже состоявшихся книжных проектах.
    — Наша «Книга Звезд» — путешествие в мир астрономии — получила гриф Министерства образования Российской Федерации и рекомендована в качестве учебного пособия для средней школы.
    «Букварь для малышей от двух до пяти» был в свое время отмечен заслуженным деятелем искусств РФ, президентом Совета детской книги России, чудесным детским поэтом С.Михалковым. Это книга, которая доказывает, что нет ничего проще, чем научить ребенка читать.
    «Математика для малышей от двух до пяти» помогает детям быстро овладеть основами счета и раскрыть свои математические способности. Эта книга дисциплинирует ум, тренирует память и сообразительность, развивает логическое мышление.
    «Таблица умножения для малышей» — это легкий ассоциативный подход к основам умножения. В этой книге можно найти умножение на пальцах, древнерусский способ умножения, таблицу Пифагора, купеческую таблицу подсчета и фокусы умножения.
    — Расскажите о ваших творческих, педагогических и издательских планах.
    — «Уроки для родителей» — это будет самая веселая из моих книг. В современном мире у родителей много обязанностей, поэтому хочется им помочь. Пусть они отдохнут, посмеются и заодно узнают о себе и своих детях много интересного.
    Еще один проект — книга-мечта, я ее готовлю уже восемь лет. Это книга по звездной мифологии. У меня уже есть книга о созвездиях, но теперь хочется создать что-то особенное. Что касается педагогических планов, то у меня есть желание помочь молодым учителям, воспитателям, няням, гувернанткам в обучении маленьких детей: вести для них курсы, например, при помощи Интернета. Мы сейчас готовим такую программу на нашем сайте.
    Я глубоко убеждена в том, что миру нужны умные, образованные, талантливые люди. А.Грибоедов сказал: «Чем человек просвещеннее, тем он полезнее своему Отечеству».
 
Наши книги
Букварь для малышей
от 2 до 5 лет
М.: Школа Гениев, 2004
Наше видео
Урок Математики
Соня 2года
Аксессуары
Портфель детский

facebook в контакте одноклассники YouTube